Эффективной формой при обучении навыкам информационной культуры являются библиотечно-библиографические уроки – комплекс теоретического обучения с последующими практическими упражнениями. Они должны быть интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, и предполагать активное участие самих пользователей.
7 декабря 2021 года в Колледже имени Слюсаря (ПУ-8) прошел урок библиографии «СБА ЦБС – ключ к информации». Поиск информации является одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться любому студенту. Нужно учиться самостоятельному поиску информации, как в конкретной книге, так и в библиотеке. Студентам необходимо уметь правильно формулировать свой информационный запрос, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом и документальным фондом библиотеки, быстро и легко находить нужный материал, правильно оформлять списки литературы и многое другое. Именно этому и был посвящен библиотечный урок-практикум «СБА – ключ к информации». На библиографическом уроке «СБА библиотеки – ключ к информации» студентам было предложено самим поработать со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями, а также выполнить следующие задания: с помощью словаря определить, какие слова заимствованы из других языков и что оно означает, найти в тексте орфографические ошибки, с помощью энциклопедических словарей найти фактографические данные и заполнить таблицу. Так у ребят вырабатывается умение, а затем и навык работы со справочной литературой. Студенты начинают понимать, что словарь подскажет написание трудных слов, поможет выполнить работу над ошибками, расширит кругозор.
В ходе библиотечного урока библиотекарь рассказала о справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Речь шла не только о традиционных карточных каталогах и картотеках, рассказала об энциклопедиях, словарях, справочниках и показала, какие справочные издания имеются в библиотеке, познакомила с библиографическими пособиями и рассказала, как можно применить в поиске информации картотеку, справочные изданиях и библиографические пособия. Библиотекарь ознакомила студентов с каталожными карточками: о сведениях, которые отражаются на них, о понятиях индекса и авторского знака, которые составляют шифр книги, и на основе чего он присваивается; с таблицей библиотечно-библиографической классификации (ББК) и таблицей авторских знаков. Работа с каталогами доставила огромную радость студентам.
А в конце мероприятия был сделан вывод — тот, кто пользуется справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, идёт к знаниям кратчайшим путём!
Петухова О. В.