Яркие образы Уильяма Голдинга

      Комментарии к записи Яркие образы Уильяма Голдинга отключены

Уважаемые читатели!

Сэр Уильям Джеральд Голдинг — английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг издал 12 романов; всемирную известность ему обеспечил первый из них, «Повелитель мух», считающийся одним из самых выдающихся произведений мировой литературы XX века. К 110-летию со дня рождения писателя предлагаем вашему вниманию литературную панораму «Яркие образы Уильяма Голдинга».

Пожалуй, ни один из английских писателей XX века не вызывал вокруг своего творчества столь ожесточенную полемику, как Уильям Голдинг. Споры критиков начались с выходом первого его произведения и продолжаются до сегодняшнего дня. Но равнодушным к творчеству английского писателя не остается никто.

Для творчества Голдинга характерна философская глубина, драматизм, разнообразие и многозначность иносказательных образов. За простотой и непринужденностью его произведений скрывается слаженность деталей, цельность и строгость формы; каждый компонент работает на заданную автором философскую концепцию.

Убеждения писателя основывались, в основном, на пессимистичном отношении к человеку и перспективам его эволюции. Зачастую автор противоречил сам себе. Но через все его произведения красной нитью проходит искренняя забота о судьбе человечества. Разум, доброта, общественное переустройство кажутся ему не более чем иллюзией. Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Уильям Голдинг».

Сам писатель говорил, что его целью является исследовать все темные стороны человеческой природы, поскольку и сам человек не ведает, что скрывается в нем. Творчество Голдинга вызвало споры критиков, сталкивало совершенно противоположные мнения. Первые говорят, Уильям Голдинг – самый интересный современный писатель. Вторые утверждают, что иносказательность его произведений слишком отягощает повествование.

Претенциозная манера автора и глобальные вопросы бытия, поднимаемые им, больше смахивают на «проповедническую литературу».

География событий в произведениях Голдинга ограничивается, зачастую, определенным пространством: остров, скала, участок леса. Но именно данная литературная уловка позволяет автору создать экстремальные условия для своих героев. Вырванный из повседневности и привычной жизни человек раскрывается полностью, без остатка. Так считал сам писатель.

Обзор произведения У. Голдинга «Повелитель мух»

Произведения британского прозаика сэра Уильяма Джералда Голдинга известны во всём мире. В 1983 году писатель был удостоен Нобелевской премии. В решении Нобелевского комитета говорилось, что премия присуждается У. Голдингу за «романы, которые, сочетая ясность реалистического повествовательного искусства с многообразием и универсальностью мифа, помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

Практически каждая книга автора вызывала диксуссии и споры. С самого начала было понятно, что Голдинг – писатель со своим оригинальным стилем, мировоззрением, философией. Его всегда волновали вопросы, касающиеся проблемы  бытия и противоречивости человеческой натуры. Несмотря на общий настрой произведений, в каждой новой книге Голдинг представал неожиданным и новым. Это отражалось и в выбранной теме, и в стиле произведений, и в подходе в жизненным явлениям. Голдинга называли «мудрец из Солсбери» (по месту, где он родился).

Книги Голдинга переведены на многие языки мира, экранизируются, ставятся в театрах. Читая их, невозможно не задумываться. А такие его антиутопии, как «Повелитель мух» являются ещё и предупреждением всем нам. Предупреждением о том, как хрупка гармония в мире, как легко мы можем её разрушить, о том, как темна наша душа, и как важно контролировать всё, что мы делаем.

Писатель использует жанр притч для своих произведений. Этот жанр имеет глубокие корни в английской литературе, начиная ещё с «Утопии» Томаса Мора. Однако роман «Повелитель мух», опубликованный в 1954 году, является не просто притчей, но и к тому же антиутопией. Недаром в начале и в конце романа упоминается произведение Роберта Марка Баллантайна «Коралловый остров», вышедшее в свет в 1858 году. По мере успешного расширения Британской империи убежденность в благотворном влиянии англичан на нецивилизованные народы Азии, Африки и Океании росла, и литература не преминула это подметить. В романе «Коралловый остров» звучит мысль о том, что люди способны выжить в экстремальных для них условиях, оставаясь при этом людьми, благородными, смелыми и честными.

Голдинг опровергает эту мысль, ярко и чётко доказывая, что это не так, что не всё так просто. «Повелитель мух» во многом явился пародией на «Коралловый остров». Голдинг даже заимствовал имена двух персонажей своего романа (Ральфа и Джека) из произведения Баллантайна. Место действия произведений Голдинга и Баллантайна также одинаково: необитаемый остров. Но на этом сходство двух романов заканчивается.

У Голдинга остров, оказавшийся в распоряжении юных англичан, вовсе не становится оплотом цивилизации и порядка. Оторвавшись от цивилизации, мальчики не сразу стали дикарями. Кризис сознания происходил у них постепенно, параллельно с процессом выстраивания своего миниатюрного государства. Самое интересное, что государство это стало до боли правдивой моделью обыкновенного человеческого общества: там нашлось место и для жестокого тирана (Джек), и для беспринципных конъюнктурщиков (Роджер), и для рассудительного политика-демократа (Ральф), и для слабохарактерных, но добрых в глубине души обывателей (Эрик и Сэм), и для мудреца-гуманиста, который немного «не от мира сего» (Саймон), и для социального изгоя (Хрюша). Читая роман, убеждаешься в необходимости наличия общественных институтов и законов. Особенно ярко это проявляется в эпизоде, в котором Роджер кидает камни вокруг маленького мальчика. Он кидает не в самого малыша, но рядом с ним. «Вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась».

Как известно, в романе есть ясно прослеживаемый библейский подтекст подтекст. Так, свиная голова на палке – «повелитель мух» — это аллюзия на дьявола Вельзевула, а мученик Саймон, буквально распятый своими же соплеменниками, символизирует Иисуса Христа.

Однако не менее интересно разобраться, почему же всё-таки описанное в романе общество находится на той стадии развития, через которую в своё время проходило или проходит до сих пор любое реально существующее государство. Все мы помним Третий рейх, Советский союз или режим Пол Пота, когда члены общества, поддаваясь стадному чувству, сжигали книги или же обличали произведения великих классиков, которые даже не читали

Все ли нацисты были плохими людьми? Разумеется, нет. И Голдинг, прошедший Вторую мировую войну, был убеждён в этом как никто другой. Его цитата предельно точно отражает замысел романа: «”Повелитель мух” – это просто-напросто книга, которую я счёл разумным написать после войны, когда все вокруг благодарили Бога за то, что они – не нацисты. А я достаточно к тому времени повидал и достаточно передумал, чтобы понимать: буквально каждый мог бы стать нацистом; посмотрите, что творилось, какие страсти разгорелись в Англии в связи с цветными… И вот я изобразил английских мальчиков и сказал: «Смотрите. Всё это могло случиться и с вами». В сущности говоря, именно в этом – смысл книги».

«Повелителю мух» созвучны произведения нашего соотечественника Сергея Довлатова. Сэр Уильям Голдинг устами Саймона произносит, что «зверь» находится в самом человеке. Довлатов говорит практически синонимичную фразу о том, что ад существует внутри нас самих. В его «Зоне» тоже приводится пример модели общества, в условиях которого все его члены проявляют свои худшие качества. Однако это не означает, что каждый из них по натуре плохой человек. Довлатов утверждал: «Человек способен на все — дурное и хорошее.. Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели».  Его слова несут в себе очень глубокий смысл, это то, о чём должен не забывать каждый человек. Нужно помнить, что ты слаб, и развивать в себе с одной стороны чувство сострадания и ответственности за всё, что происходит вокруг тебя, а с другой стороны, воспитывать в себе такой характер, который позволит тебе каждый раз, когда это требуется, жёстко отстаивать свою позицию.

Именно этими качествами обладали Ральф, Саймон и частично Хрюша. То есть из десятков детей только двое могли похвастаться действительно стойкими моральными принципами.