Уважаемые читатели!
Татьяна Никитична Толстая – публицист, российская писательница, литературный критик. Широкой публике хорошо известна как телеведущая «Школы злословия». Ее произведения читают на многих языках мира. Предлагаем вашему вниманию литературный час «Феномен жизни и феномен времени: проза Татьяны Толстой» к 70 летию со дня рождения Т. Н. Толстой.
На протяжении с 1983 по 1988 год Татьяна Толстая подарила советской литературе более двух десятков рассказов. В середине 1988 года Татьяна Толстая стала также одним из членов Союза литераторов СССР. Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Мир Татьяны Толстой».
Творчество Татьяны Никитичны было принято весьма благосклонно. В скором времени ей удалось завоевать репутацию на удивление оригинального, не идущего по стопам своих предшественников писателя. Персонажами ее произведений чаще всего становились «городские чудаки», которым не удавалось выдержать жестокость окружающей их мещанской среды.
Все произведения Татьяны отличаются своеобразной манерой преподнесения описываемых событий. Ее рассказы читаются легко, быстро, сюжет захватывает, словно самое увлекательное кино. Речь изобилует словами, принадлежащие к различным слоям русского языка, герои описываются, таким образом, словно, читатель смотрит на них «со стороны».
Татьяна Толстая — Лауреат премий «Триумф», «ТЭФИ», «ОЛИМПИЯ». Ее повесть «Легкие миры» удостоена «Премии Белкина». В 2020 году совместно с Ксенией Буржуйской запустила YouTube-проект «Белый шум».
Обзор книги Татьяны Толстой «Кысь»
В 2000 году появился в печати первый роман Т. Толстой «Кысь». Он представляет собой сложное жанровое образование, включающее элементы памфлета, фантастики, философского исследования и мифологии. Роман для людей умеющих читать, «знающих азбуку жизни».
Действие происходит в постапокалиптической Москве, где удивительно перемешались прошлое и настоящее. И если с прошлым еще все понятно (по рассказам Прежних можно судить что взрыв, разрушивший цивилизацию, случился во времена СССР), то с настоящим разобраться куда труднее. Как и в любом мире, пережившем апокалипсис, общество в романе переживает полный упадок культуры, как и материальной, так и духовной. При этом высокий уровень культуры прошлого чрезвычайно перемешан с низким уровнем культуры настоящего. Люди живут в избах, питаются репой и мышами, колесо было изобретено лишь недавно, а огонь добывать самостоятельно никто еще не научился. Но при этом в обществе существует письменность, постоянно поддерживается «государственный порядок» (извращенный донельзя), а в конце и вовсе речь идет о гражданских свободах. И если от материальной культуры после Взрыва почти ничего не осталось, то от духовной культуры осталось намного больше – книги, понятия, идеи и представления. НО! Люди, родившиеся после апокалипсиса, не понимают всего доставшегося им «наследства» и трактуют его по-своему, в угоду своим порокам и страстям. Таким образом, автор доводит процесс деградации культуры до точки невозврата, и само понятие уже утрачивает свой смысл. Главный герой вроде и борется за «спасение культуры» но ей вовсе не обладает, не понимает ее сути. Для Бенедикта культура — это книга (что вроде как правильно, не так ли?) но книга ему интересна только сюжетом, он хочет обладать всеми книгами, что в его понимании: «… на что ему теперь какая-то баба, Марфушка ли, Оленька ли, когда все мыслимые бабы тысячелетий: Изольды, Розамунды, Джульетты… — вот сейчас, сейчас будут его…».
Но кто же сам по себе Бенедикт, если не ужасная, наводящая ужас и страх Кысь? Не он ли боится, что она зацепит его когтем за жилу и выпьет из него всю жизнь, а затем сам, взволнованный, задевает человека крюком за жилу и убивает его? Кем он становится к концу книги? И что будет с этим миром дальше, возродится истинная культура или же все навеки погрязнет в тьме и тирании, ведь Толстая оставляет финал открытым для читателя.
Многие считают, что в романе отражена наша страна в критические годы после распада СССР. А значит будущее мира, где существует «Кысь», так или иначе связано с нашим будущим, а каким оно будет — решать только читателям.
Спасибо за внимание!
Передереева Л. И.